Вещество в экстремальных условиях очень высокой температуры и давления оказывается удивительно простым и универсальным

Ученые совершили два открытия о поведении "сверхкритической материи" — вещества в критической точке, где разницы между жидкостями и газами, как кажется, исчезают.


Исследование провели учёные Лондонского университета королевы Марии. Их работа "Двойная универсальность перехода к сверхкритическому состоянию" была опубликована в журнале Science Advances.

Если поведение вещества при достаточно низкой температуре и давлении было хорошо изучено, то картина вещества при высокой температуре и давлении казалась размытой. Выше критической точки различия между жидкостями и газами на первый взгляд исчезают, и считается, что сверхкритическая материя становится горячей, плотной и однородной.

Исследователи считали, что в сверхкритическом состоянии вещества есть новая физика, которую еще предстоит раскрыть.

Применив два параметра – теплоемкость и длину, на которую волны могут распространяться в системе, они совершили два ключевых открытия. Во-первых, они обнаружили, что существует фиксированная точка инверсии между этими двумя параметрами, где вещества изменяет свои физические свойства – из жидкого состояния превращается в газообразное. Они также обнаружили, что эта точка инверсии удивительно близка во всех изученных системах, что говорит о том, что сверхкритическое вещество интригующе просто и поддается новому пониманию.

Помимо фундаментального понимания состояний вещества и диаграммы фазовых переходов, понимание сверхкритического вещества имеет множество практических применений. В частности, водород и гелий сверхкритичны в газовых планетах-гигантах, таких как Юпитер и Сатурн, и поэтому определяют их физические свойства. В экологических программах сверхкритические жидкости также доказали свою эффективность в уничтожении опасных отходов, но инженеры все больше нуждаются в наставлениях от теории, чтобы повысить эффективность сверхкритических процессов.

«Утверждение об универсальности сверхкритического вещества открывает путь к новому физически прозрачному веществу материи в экстремальных условиях. Это очень интересная перспектива с точки зрения фундаментальной физики, а также понимания и прогнозирования сверхкритических свойств в экологических приложениях, астрономии и других областях», – отмечает Константин Траченко, профессор физики Лондонского университета королевы Марии.

«Это путешествие продолжается, и, вероятно, в будущем нас ждут увлекательные события. К примеру, возникает вопрос, связана ли фиксированная точка инверсии с обычными фазовыми переходами высшего порядка? Можно ли описать ее, используя текущие идеи, заложенные в теории фазовых переходов, необходимо ли что-нибудь новое и совсем другое? Раздвигая границы известного, мы можем определить эти новые волнующие нас вопросы и начать поиск ответов».

Применяемая методология

Основная проблема в понимании сверхкритического вещества заключалась в том, что теории газов, жидкостей и твердых тел были неприменимы. Оставалось неясным, какие физические характеристики дозволят выявить важнейшие характеристики сверхкритического состояния.

Взяв на вооружение ранее полученные знания о жидкостях при более низкой температуре и давлении, исследователи использовали два параметра для описания сверхкритической материи.

1. Первый параметр является общепринятым свойством: это теплоемкость, показывающая, насколько эффективно система поглощает тепло и содержит важную информацию о степени свободы системы.

2. Второй параметр менее распространен: это длина, на которую волны могут распространяться в системе. Эта длина определяет фазовое пространство, доступное фотонам. Когда эта длина достигает наименьшего возможного значения и становится равной межатомному разделению, происходит действительно интересное.

Ученые обнаружили, что с точки зрения этих двух параметров вещество в экстремальных условиях высокого давления и температуры становится удивительно универсальным.

Эта универсальность проявляется вдвойне. Во-первых, график зависимости теплоемкости от длины распространения волны имеет поразительно фиксированную точку инверсии, соответствующую переходу между двумя физически разными сверхкритическими состояниями: жидкообразным и газообразным. При пересечении этой точки инверсии сверхкритическая материя изменяет ключевые физические свойства. Точка инверсии, что немаловажно, является однозначным способом разделения этих двух сословий — то, что занимало умы ученых в течение некоторого времени.

Во-вторых, расположение этой точки инверсии удивительно близко во всех типах исследуемых систем. Эта вторая универсальность заметно отличается от других известных точек перехода. Например, две из этих точек перехода – тройная точка, в которой сосуществуют все три состояния материи (жидкость, газ, твердое тело), и критическая точка, в которой заканчивается линия кипения газа и жидкости, – в разных системах расположены по-разному. С другой стороны, одна и та же точка инверсии во всех системах при экстремальных сверхкритических условиях говорит нам о том, что сверхкритическое вещество интригующе просто.

Источник: пресс-релиз Лондонского университета королевы Марии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Изучение турбулентности, бушующей внутри далеких звезд

Количество древних марсианских озер могло быть резко недооценено учеными

Насчет создания лучших квантовых сенсоров

Криоэлектронная микроскопия использована для выявления структурных изменений, которые временно отключают синтез РНК